Александр Попов и его Арт-Конверты в Собрании Эрмитажа
В 2012 году Эрмитаж получил в дар уникальное собрание Жоржа Мачере и Надежды Волконской. Коллекция насчитывает 848 почтовых конвертов, превращенных в произведения искусства художниками советского андерграунда и русского зарубежья. Среди прочих авторов, включая Эрика Булатова и Илью Кабакова, находится и корпус работ А. Попова, который внес значительный вклад в это уникальное собрание.
Начало этому проекту было положено в 1980-х годах, когда Жорж Мачере, занимая должность в посольстве Франции в Москве, получил по почте необычное письмо от художника Алена Позье. Письмо представляло собой настоящее произведение искусства и вдохновило Мачере и его супругу на создание собственной коллекции арт-конвертов. Конверты не имели функционального значения и не пересылались по почте, оставаясь исключительно художественными объектами, которые передавались из рук в руки.
Этот проект был весьма значительным, поскольку Мачере назвал эти работы "vlop art" — искусство, заключенное в конвертах. Благодаря проекту, коллекция отражает богатство и разнообразие советского и постсоветского искусства.
Эта коллекция фактически представляет собой энциклопедию советского, постсоветского и русского эмигрантского искусства, подчеркивая важность арт-конвертов в культуре.
С 1983 года датируется самый ранний конверт в коллекции Мачере – Волконской, тогда как работы А. Попова относятся к началу 1990-х годов — времени, когда советское искусство начало привлекать внимание на глобальном уровне, благодаря аукциону Sotheby’s 1988 года.
Александр Попов использовал разнообразные техники, создавая свои арт-конверты: от акрила и темперы до коллажа и аппликаций. Эти конверты представляют собой не только произведения искусства, но и символ времени и места, в котором они были созданы. Среди его тем были и консервные банки, которые он также изображал на своих картинах. Такие работы становятся не просто визуальными объектами, а своеобразными воротами в прошлое, позволяя зрителям увидеть глубину и контекст советского искусства.
Благодаря персональной выставке "Гастроном" 1990 года, Попов смог познакомиться с Жоржем Мачере, что укрепило его связь с этим выдающимся проектом и дало толчок для появления его работ в уникальной коллекции Эрмитажа.
Конверты, создаваемые А. Поповым, представляют собой пример сжатого формата, в котором можно наблюдать за концентрацией художественного замысла. Экспериментируя с пятиугольной формой конверта, Попов сумел продемонстрировать свою творческую универсальность и оригинальность, внося свой вклад в развитие изобразительного искусства среди своих современников.