Коллекционирование искусства в Москве: 1920-е годы как время перемен
Вопреки распространенному мнению, что коллекционирование искусства и связанный с ним рынок были чуждым явлением для Советской России 1920-х, это десятилетие стало временем возрождения интереса к сбору художественных произведений. В то время как идеология страны отстранялась от индивидуальной собственности, среди москвичей возникать интерес к коллекционированию искусства. Чтобы понять, почему это происходило, необходимо вспомнить культурный контекст существовавший в дореволюционной России.
В дореволюционное время такие имена как братья Морозовы и Щукины олицетворяли собой великих коллекционеров эпохи. Однако уже накануне Первой мировой войны, кажется, начали проявляться первые признаки кризиса: количество галерей увеличивалось, но молодежь не проявляла заинтересованности в участии в этом процессе. К 1914 году основные собрания искусств в Москве пришли к своему завершению.
С наступлением НЭПа в 1920-х годах многие ограничения были смягчены. 1922 год стал знаковым: открылись аукционные залы и антикварные магазины, которых лишилась Москва в период муниципализации. Появление объявлений о продаже антиквариата в газетах свидетельствовало о возрождении интереса к искусству.
Молодежь того времени, новая волна коллекционеров и спекулянтов, начинали участвовать в закупке и продаже предметов искусства. Их стремление коллекционировать часто опиралось на социальный статус и признание, что говорит о скрытом желании интегрироваться в культурные круги.
Важным элементом этого периода стала налоговая политика. Власти ввели подоходно-поимущественный налог, что заставило многих владельцев коллекций скрывать свои произведения, представляя их как копии. Это явление даже было запечатлено в дневниках современников, таких как Корней Чуковский.
Можно констатировать, что 1920-е годы стали временем изменений в московском коллекционировании. Новые и старые коллекционеры, интеллектуалы и спекулянты играли важную роль в сохраняющемся и оживляемом рынке искусства. История этих лет свидетельствует о возрождении моды на собирание произведений искусства, несмотря на сложные экономические и политические условия.