Погружение в безграничные формы искусства: красота как обязательное условие?
Вопрос о том, что же такое искусство, возникают на протяжении столетий. В зависимости от исторических периодов и культурных контекстов, понимание искусства и красоты эволюционировали. Античные времена ставили во главу угла эстетическое соответствие моральным и познавательным ценностям, что вылилось в восхваление реалистических изображений природы как у легендарного Зевксиса. В средневековье же искусство становилось средством трансляции божественного, стремясь возвысить ближайшее к духовному.
Эпоха Возрождения снова поворотила к природе, восстанавливая принципы античности. Искусство стало подражанием природным формам, его цель заключалась в создании иллюзорной, но убедительной реальности. Немецкий философ Иммануил Кант профессорски обозначил искусство как «целеустремлённую деятельность без цели», подразумевая, что ценность произведения искусства не зависит от его практичности или полезности.
Искусство, как форма проявления человеческой фантазии, нередко идёт впереди научного познания. Оно анализирует и интерпретирует реальность, позволяемую нам увидеть через уникальную призму.
Русские мыслители 19 века, напротив, акцентировали внимание на социальной функции искусства, где передвижники воплощали в своих работах самые насущные общественные вопросы. Как писал знаменитый режиссер Андрей Тарковский, задача искусства — сокровенно объяснять человеку смысл жизни.
Современное искусство увековечивает переходную линию между прекрасным и жутким. В XVIII веке английская эстетика Эдмунда Бёрка ввела понятие возвышенного, противопоставленного красивому. Длинные тени, мрачные глубины и грандиозные масштабы — все это характеристики возвышенного, вызывающего страх и трепет.
Искусство также может служить путеводной нитью к правде, скрытой за поверхностным обликом либо имеющей свои корни в идеальном мире, к которому стремится человечество.
Как отметил Теодор Адорно, философ-эстетик XX века, послевоенное искусство отражает потерю идеалов человечества, безжалостно вскрывая состояние эпохи через приемущество катастрофического видения. Сквозь стекло исторической объективности экспрессионизм передавал ужас своего времени более выпукло, нежели любые исторические хроники. И именно этим искусство привлекательно: оно не ограничено красотой, но стремится к истине, яркой, как свет, и постоянной в своей переменчивости.