Киберпанк возвращается: как он захватывает современное искусство!
Сценарии киберпанка, где неоновые огни отражаются на мокрых ставнях улиц мегаполисов, а небоскребы бездушно нависают над узкими переулками, ведут свою историю из научной фантастики 1980-х, закрепленной в таких произведениях, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и аниме «Акира». Этот стиль — и критика, и прогноз капиталистического общества, где технологии и корпорации управляют нанизанными на гирлянды взаимоотношений человека и машины, а высокий жизненный уровень доступен лишь избранным.
Сейчас, когда технологии перевыполнили многие из этих предсказаний, вопросы, поднятые киберпанком, остаются все так же актуальными. Мы живем в мире, где нейросети помогают не только писать дипломные работы, как недавно сделал студент в Москве с помощью программы ChatGPT, но и вмешиваются во множество других сфер. Повсеместное видеонаблюдение, «умные» устройства и социальные сети вызывают дискуссии о границах приватности и безопасности.
Социальное расслоение, как и тогда, остается предметом беспокойства: технологии становятся неотъемлемой частью жизни одних и недоступной привилегией для других. Экологические же проблемы лишь усиливают эти диспропорции, порождая альтернативные взгляды на будущее, например, в форме соларпанка, который предлагает гармоничное сосуществование технологии с природой.
Критики утверждают, что киберпанк стал штампом, не соответствующим теперешней технократической реальности, но его философский подход к вопросам идентичности и человеческой природы показывает новое обличие. Например, идея киборгов, предложенная Донной Харауэй, является уже частью сегодняшних этических дебатов в науке и технологиях. Вопросы клонирования и генетических манипуляций с человеческим телом, столь характерные для произведений вроде «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро, еще продолжают волновать литераторов.
Даже если неоновое будущее осталось фантастическим, тематика киберпанка служит важным напоминанием о тех рисках и возможностях, что несут с собой технологические достижения, вызывая нас задуматься о ролях технологий в нашем мире.