Полярные горизонты натюрморта
Творчество А. Попова в жанре натюрморта удивительно разнообразно, каждый его холст представляет собой уникальное композиционное решение. Диапазон возможностей, которые открывает натюрморт в его работах, особенно ярок на примере двух крайне отличных друг от друга произведений.
В натюрморте «С чесноком» А. Попов вводит неожиданные объекты, такие как синяя резиновая клизма и дореволюционный штоф с длинным горлышком. Кухонная эмалированная кастрюля вызывает одновременно ассоциации с советским бытом и искусством Шардена, известного своими изображениями посуды. Такой контекст натюрморта можно воспринять и как аллегорию народных средств лечения, придавая картине ироничный оттенок.
Композиция основана на перекличке округлых форм: кастрюля, сосуды и чесночные головки создают единую, гармоничную картину. Вертикальные ритмы задаются вытянутыми формами и протекающими каплями краски, что добавляет произведению стихийности. Стиль письма напоминает акварельную манеру, с заметными работами по холсту, что усиливает сходство с данным жанром.
Несмотря на кажущуюся спонтанность, Попову удаётся тщательно прорисовать фактуры: глянцевый стол в контрасте с матовыми посудой и чесноком. Цветовая палитра сложна: головки чеснока переливаются разными оттенками, а фон и стол отражают богатство красок основного мотива.
В то же время та же натюрмортная тема воплощается в иной стилистике в произведении «С трубой и бокалом». Тут собрано всё в одном ракурсе: музыкальный инструмент и бокал создают камерное впечатление. Пространство иллюзорно сокращается, что вызывает ощущение плоскостных форм.
Звуки трубы сочетаются с красной тканью в образцах советской атрибутики. Попов использует здесь густые мазки, играя на геометрии предметов. Этот натюрморт работает с цветом в большей степени за счёт контрастов, напоминающих мозаику. Хотя оба произведения кажутся противоположными, их единство создается через балансировку форм и цветовых решений.
Таким образом, любой натюрморт Попова — это путешествие через цвет и фактуру, где пространство становится второстепенным элементом, подчиненным общей гармонии образа и материала. Каждое полотно несет индивидуальность и приглашает зрителя в мир, полный неожиданностей и художественных решений.