Яркость против пустоты: «Банки. Ложная обманка» Александра Попова

Картина Александра Попова 'Банки. Ложная обманка'

«№ 1. Банки» Александра Попова – это часть серии, созданной для знаменитой выставки «Гастроном» 1990 года. Экспозиция развернулась в торговом зале гастронома №72 на Комсомольском проспекте, где художник проявил свою неординарную концепцию достоверности и абсурда.

На его полотне мы видим композицию, состоящую из разнообразных жестяных банок, которые автор описывает как "соборы, пирамиды и башни". Эти яркие конструкции играют важную роль в передаче иронии на фоне дефицитного периода перестройки.

Эстетика картины построена на четких вертикалях и горизонталях: банки стремятся вверх, выстроенные в ряды словно на витрине супермаркета, но разбавленные элементом иронии в контексте отсутствующих товаров на прилавках.

Работы Попова показательно перекликаются с культовыми «Банками с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола, но в отличие от массовой продукции одного образа, Попова привлекало разнообразие форм и цветов. Американский поп-арт явил миру идею повторения и однообразия через искусство. Уорхол рисовал банки вручную, стараясь воспроизвести каждый элемент с предельной точностью. В то время как для Попова разнообразие банок выражало разнообразие в недостатке в советскую эпоху.

Замысел Уорхола в повторяемости образов контрастировал с вариативностью на картинах Попова, что лишь усиливало контраст и подчеркивало авторские цели обоих художников.

Интересно, что свои работы Попов выставил в гастрономе, создавая арт-инсталляцию, переместив искусство из музея в повседневную жизнь. В этом броском контексте его картины стали не только визуальным, но и социальным опытом, укореняя искусство в реальной жизни.

Несмотря на указания на параллели с Уорхолом, творчество Попова остается уникальным, отражая культурные отличия и реальность советского периода: яркие, но пустые банки напоминали о дефиците, делая иронию неотъемлемой чертой его работ.