Преобразование авангарда: Путешествие Георгия Костаки
В Советском Союзе занятие коллекционированием не было простым. Коллекционер погружался в тесное общение с художниками и другими собирателями, чтобы не упустить важную информацию для пополнения своей коллекции. Оказать доверие случайным находкам в комиссионных магазинах было сложно, поскольку велика вероятность низкого качества или необходимости реставрации предметов. Это требовало взносов хозяевам магазинов, что увеличивало риск быть обвиненным в коррупции.
Тем не менее, в тяжелые времена стало возможным уйти от этих проблем через сборку того, что считалось ненужным. Георгий Костаки, грек по происхождению, стал фигурой, которая смогла разглядеть в запретном искусстве потенциал, изменивший восприятие авангарда.
Костаки начинал свою карьеру в 1930-х годах на позициях охранника и шофера в иностранных посольствах. Это обеспечило ему финансовую стабильность и доступ к произведениям «старых мастеров», многие из которых ему пришлось продать в эпоху военных трудностей. В послевоенные годы его интерес сменился в сторону авангарда, который в те времена оставался незамеченным и почти забыт.
Советская власть не поощряла авангард, находя его в противоречии с канонами социалистического реализма. Картины ведущих авангардистов хранились в запасниках, художники старались адаптироваться к новым условиям. Стремление Костаки сохранить это искусство нашло поддержку у таких искусствоведов, как Н.Н. Харджиев, хоть и тот поначалу не понимал интерес к авангардистам.
Братья Костаки работали с такими именами, как Попова и Редько, и знакомились с семьей Кандинского, Фальком и Родченко. Их коллекция росла, и к 1970-м годам собрание стало признанным на Западе. Тем временем, из соображений безопасности, Костаки передал большую часть своей коллекции Государственной Третьяковской галерее. Взамен он получил шанс перевезти часть своих работ в Грецию, где позже писал мемуары о своей деятельности.
Вклад Костаки в спасение авангарда не был единственным, но значительным. Его упорство и страсть пробудили интерес к этому течению, что в дальнейшем положительно повлияло на его официальное признание в СССР. Таким образом, западные искусствоведы оказались ключом к возвращению авангарда в культуру и историю искусства.